Ваш регион - Алматы?
Да    
+7(727)237-77-77
info@kaztranscom.kz
Ваш регион - Алматы?
Да    
 конфигуратор

Глаза, глазеныши, глазенки… 15.03.2016


Глаза, глазеныши, глазенки… сколько их, пытливых и испуганных, умных, веселых, печальных, но все они, с робкой затаенной надеждой, запрятанной глубоко, смотрят на нас, умудренных опытом «Взрослых», умных и самостоятельных. Они ждут и верят. Правда с каждым годом вера ослабевает, ожидание сменяется на равнодушие, чаще показное, потом приходит разочарование и так далее. О чем это мы? О ком? Сегодня мы говорим о нашем будущем, о наших детях. Чужих детей не бывает и каждый ребенок, оставленный, когда то в детском доме, он наш, наш с вами.

Очередная встреча клуба «Наставники», окунает нас с головой в проблемы этих детей. Вырывает из привычного течения жизни и заставляет замедлить свой бег. Взглянуть по-другому, прежде всего, на себя, а потом и на весь мир, и, конечно же, на деток, которые по разным причинам оказались лишенными родительского тепла и заботы.

На днях на территории алматинского детского дома № 2 состоялось очередное заседание клуба Наставников, в нем приняли участие как опытные, так и только ступающие на этот нелегкий путь молодые наставники. Сегодняшняя тема: «Как помочь ребенку исцелить чувство неполноценности» одна из самых основных и сложных. Она требует невероятно тонкого и деликатного подхода, особенно в работе с детьми из детских домов. Ведь в отличие от ребенка из семьи, которому тоже нелегко преодолевать неуверенность, адаптацию в обществе и самореализацию, дети из детского дома лишены самого главного — родительской поддержки. Проект, только набирающий обороты, уже сплотил вокруг себя очень много людей, которые стремятся, так или иначе, помогать детям.

Взрослые дяди и тети, словно на уроке у строгой учительницы записывают под диктовку, пыхтят, стараются, тянут руку и задают вопросы. Это рвение помочь ребенку и стремление научиться его понимать, взывает бурю эмоций, которые порой просто тяжело сдерживать. У каждого из этих детей помимо одной общей травмы, добавляется своя личная глубокая рана. Не всем наставникам удастся до нее докопаться, но у большинства это все-таки получится и они приоткроют окошко в их внутренний, так тщательно спрятанный мирок и распахнут его в большой мир.

Сертифицированный транзактный аналитик, супервизор транзактного анализа (TSTA) в области психотерапии Татьяна Ким, наш сегодняшний тренер и помощник. Мастер класс, как известно, это не только сухая теория, но и практические рекомендации и уроки. Сегодня было именно так. Почти у каждого наставника была своя история, своя проблема и жизненный пример и каждый из них, тщательно разбирался под руководством Татьяны.
Как может наставник способствовать исцелению базовой травмы брошенного ребенка, следствием которой является неуверенность в себе, отрицание своих хороших качеств? Или наоборот, что делать, если ребенок навязчиво хвалит сам себя, придумывая разные истории о том, как им восхищались окружающие. Почему нельзя стыдить ребенка, подшучивать над ним, винить в неудачах и сравнивать с другими людьми, в том числе и с собой.

Наука это, мало сказать, не легкая. Тонкий мирок детской обиженной души, для взрослого умного человека с высшим образованием, богатым жизненным опытом, массой умений и навыков, это положа руку на сердце — дремучий лес. И без помощи специалиста выход оттуда найти очень трудно и часто взрослый человек сдается быстрее ребенка, кричит о помощи и просит пощады. Именно так было раньше, когда наставник, опекун, приемный родитель оставался один на один с ребенком из детского дома и в одиночку пытался преодолевать трудности, которые порой оказывались непреодолимыми. В итоге, ребенок обманутый финально (такой термин используют психологи, характеризуя внутреннее состояние брошенных детей) оказывался обманутым второй раз. Так как огромное количество взрослых людей, сдавались и отказывались от благородной затеи. Проект «Наставники» призван помочь в большей степени нам, взрослым, найти выход из сложных ситуаций, постараться понять, что движет ребенком в тех или иных случаях и сгладить острые углы в нелегких отношениях «наставник-ребенок».

— В любых взаимоотношениях базовое это доверие, — говорит Татьяна Ким. — Наше доверие к жизни, к людям формируется из родительско-детских отношений. А когда родители отказываются от ребенка, это тяжелейшая травма. Доверие это та вещь, над которой работают в отношениях всегда. Особенно с ребенком из детского дома. Много и других нюансов. Практически у каждого ребенка из детского дома занижена самооценка. Семья это то, что нужно ребенку как воздух, то в чем ребенок нуждается первостепенно, этого у наших деток нет. И это чувство обделенности сидит внутри каждого из них. И наставнику очень важно донести до своего подопечного позитивный посыл — они нужны этому миру и мир нужен им. Наставник должен дать веру, понимание и уверенность ребенку в собственных силах, в том, что он справится с трудностями, преодолеет свои страхи. Наставник должен уметь поддержать амбиции ребенка, постараться сделать так, чтобы ему не страшно было идти с ними во взрослую жизнь.

Очень хороши в преодолении детской неуверенности в себе посторонние положительные примеры. Образцовым может стать пример Стива Джобса, которого вырастили приемные родители, и это не помешало ему стать человеком, который изменил этот мир. Подобных примеров много, достаточно только иметь желание помочь ребенку, натолкнуть ненавязчиво на нужную информацию, поддержать, подбодрить, направить. Донести, что люди, которые чего-то в жизни добились, сделали это, не смотря ни на что. А если ты хочешь оправдать свои неудачи, то ты всегда найдешь для этого причину. То есть это один из главных посылов который мы должны дать этим детям.

Подобные встречи проводятся не первый раз и будут проводиться регулярно и далее. По словам самих наставников, на каждом таком мероприятии они получают очень много ценного и нужного в каждом конкретном случае. Чаще всего они уходят с мастер-класса с готовым решением своей, как казалось, практически не решаемой задачи. Они возвращаются к себе домой заряженные новыми идеями, верой и силами. Они проявят еще больше терпения, еще больше тепла и понимания. Они отдадут этим детям свое время, энергию, силы и нервы. А взамен получат ключик к израненному детскому сердечку и там, наконец, поселится тепло, доверие и любовь.